В автономии студенты больше не будут убивать подопытных животных
/НАТАЛЬЯ ДРЕМОВА/
[1K] Соцзащита :: В автономии студенты больше не будут убивать подопытных животных«На стеклянном столе полузадушенная и обмершая от страха и боли лягушка была распята на пробковом штативе, а ее прозрачные слюдяные внутренности вытянуты из окровавленного живота в микроскоп… Лягушка тяжело шевельнула головой, и в ее потухающих глазах были явственны слова: «Сволочи вы, вот что…» Наверняка многие почитатели таланта Михаила Булгакова пропускали эту очень реалистичную сценку из повести «Роковые яйца». Но если бы им довелось побывать на обычном практическом занятии будущих биологов, ветеринаров, медиков, они бы увидели не менее впечатляющее зрелище.
Каждый год в мире в различных экспериментах используются до 100 млн. позвоночных животных — от рыб до обезьян. В 80% случаев финал исследования становится и концом жизни подопытного. Какой вклад вносит Украина в эту гибель во имя науки, точно не подсчитывал никто: с одной стороны, исследовательские работы ведутся у нас не так интенсивно, как во многих западных странах, с другой — все-таки в последние годы отечественные ученые то и дело радуют перспективными разработками.
Примерно 1% всех лабораторных животных (а в абсолютных цифрах это немалое количество) гибнет во время обучения студентов. Среди 854 отечественных вузов насчитывается 46 медицинских, 43 со специальностью «ветеринария», в 109 есть направление «биология». Живые наглядные пособия до сих пор используются в большинстве вузов. Четыре года назад международные зоозащитные организации начали в Украине проект «Компьютеры и альтернативы вместо животных». По словам украинского представителя Международного сообщества за гуманное образование «ИнтерНИЧ» Дмитрия Лепорского, сегодня факультеты и кафедры естественнонаучного и медицинского профиля 21 отечественного вуза уже подписали официальные договоры о частичном или полном прекращении опытов на животных при обучении студентов. Эти вузы получили технику, компьютерные программы и пластиковые модели животных и их органов — всего на 70 тыс. евро. И это означает, что ежегодно не будет погибать «в рамках учебной программы» 41 тыс. лабораторных животных.
Из ближайших соседей Украины по СНГ Россия раньше начала бороться за то, чтобы животные перестали быть наглядными пособиями. Как рассказала президент российского центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова, еще 15 лет назад сложилась группа единомышленников-студентов, которые протестовали против жестоких экспериментов над братьями меньшими. Тогда они стали узнавать о существующих в мире альтернативных способах обучения — кстати, сейчас уже существует более тысячи всевозможных обучающих программ, манекенов, моделей органов, электронных тренажеров разной степени сложности. Но пока первые шаги по дороге гуманности сделали лишь 11 российских вузов. Работать приходилось с представителями отдельных кафедр, преподавателями, студентами. «Практикум по физиологии начинается строчкой: «Закрепите голову лабораторного животного в тисках так, чтобы послышался характерный треск костей черепа», — рассказала Ирина Новожилова. — В наше время мучения живого существа в учебном процессе бессмысленны, поскольку программы позволяют не только полностью исключить такие опыты, но и выйти на качественно иной уровень образования. Между прочим, студентам, которые должны стать представителями гуманных профессий — медиков, ветеринаров, такие опыты тоже наносят психологическую травму».
На днях Таврический госуниверситет им. Вернадского был награжден необычным титулом: самый гуманный вуз Украины. Впервые учрежденная пятью международными организациями награда была присвоена отечественному вузу. Проректор, завкафедрой физиологии человека, животных и биофизики ТНУ Елена Чаян сообщила, что здесь еще 10 лет назад многие эксперименты на животных были заменены альтернативными методами. Например, готовые натуральные препараты на кафедре зоологии сделали ненужной вивисекцию. На кафедре физиологии человека и животных использовали большую видеотеку, слайды для обучения студентов, перешли на исследования на моллюсках, чтобы не использовать млекопитающих. Оказалось, многие жестокие опыты можно заменить исследованиями на… самих студентах — вполне безвредными, не травмирующими, но дающими представление о тех или иных реакциях организма. Полученные от «ИнтерНИЧ» альтернативные технологии дали возможность пойти еще дальше в гуманизации обучения. В ТНУ создан комитет по биоэтике, и теперь кандидатские и докторские диссертации, в основу которых легли эксперименты на животных, к защите допускаются после его заключения, в котором должно быть указано, что количество подопытных не было завышено, что исследования велись без причинения им страданий.
Дмитрий Лепорский отметил, что Крымский госмедуниверситет им. Георгиевского также внес большой вклад в процесс гуманизации обучения, а совсем недавно был заключен договор о сотрудничестве в этой области с кафедрой анатомии Крымского государственного аграрного университета.
Зоозащитники согласны с тем, что практические навыки и умения студентам получать необходимо. Но это можно сделать альтернативным способом: скажем, препарируя трупы животных, умерших естественной смертью или усыпленных из-за тяжелой болезни, для чего заключаются договоры с ветклиниками. С согласия владельцев можно брать отдельные органы для изучения. Так, привела пример Ирина Новожилова, сердце собаки, полученное таким этически оправданным путем, может долго служить в качестве модели, иллюстрируя работу системы кровообращения, — есть аппарат, который будет имитировать его работу и движение жидкости, заменяющей кровь. Ту же фармакологию можно изучать, не вводя животным различные вещества и наблюдая за их реакцией, а пользуясь компьютерным тренажером. А будущим ветеринарам реальная практика в клинике с лихвой заменит животных, которых они вынуждены убивать во время учебы. Все-таки большая разница — спасать жизнь или отнимать ее, пусть даже ради получения профессии.
Именно из таких студентов, считают зоозащитники, должно вырасти поколение молодых ученых, которое станет активно искать и использовать альтернативные методы в науке. И тогда миллионы живых существ не будут платить своими жизнями за создание новых лекарств, вакцин, косметики, бытовой химии и т.п. Кстати, далеко не всегда эти жертвы оправданны, поскольку все-таки организм человека иначе реагирует на те же лекарства, чем, скажем, крысы или кролика. Самым перспективным методом таких испытаний многие ученые считают тестирование на человеческих тканях или клетках, выращенных в лабораторных условиях.